gogol_theatre (gogol_theatre) wrote,
gogol_theatre
gogol_theatre

Продолжение следует

Источник: dik-dikij.livejournal.com, автор: Алексей Битов (poziloy), Фото: Игоря Казакова.

Мы обещали, что о ситуации вокруг Театра Гоголя будем писать только при наличии информационного повода. 21 ноября таких поводов подвернулось сразу два: в 10.00 у стен разрушаемого здания прошла встреча представителей театра с депутатами Государственной Думы, а в 15.00 началась конференция московского Профсоюза творческих работников с такой повесткой дня:

1. Судьба театра им. Гоголя и планируемое Департаментом культуры г. Москвы переформатирование репертуарных театров г. Москвы.
2. О кадровой политике Департамента культуры г. Москвы.
3. Изменение формата финансирования учреждений культуры.
4. О внесении изменений в Трудовой Кодекс РФ в связи с совершенствованием регулирования труда творческих работников, о введении новой системы оплаты труда.



Так получилось, что на встречу с депутатами я подъехать не сумел, так что репортажа не будет. А вот на конференцию, как ни странно, попал – понятно, в качестве гостя.

Я-то на конференцию попал, а вот самый дорогой гость (трусишка Капков), разумеется, не пришёл. Говорят, разнервничался так, что пришлось открыть для него дополнительную баночку Мандзони, а то никак успокоиться не мог. Избаловали человека дружбаны-актуальщики, привык он к ласке, другого и знать не хочет. А на конференции досталась бы Капкову не ласка, а таска – оно ему надо, а?

Впрочем, досталось не только Капкову. Представители двух разных театров рассказали две печальные истории: в одном случае проворовавшемуся директору дали 5 лет условно; с этим диагнозом он, как ни в чём не бывало, сидит в собственном кабинете и сводит счёты с теми, кто дал против него показания. А в другом случае директора, ограбившего актёров, просто сняли с должности, но без него, видимо, никак, и вот он уже назначен заместителем нового директора (наверное, чтобы опытом поделиться). А различие ещё и в том, что один из театров – федерального подчинения, другой – городского; почувствуйте разницу, если она есть. Короче, не одним Капковым жива отечественная культур-мультур.

Тут позволю себе небольшое лирическое отступление. Понятно, об искусстве как таковом на профсоюзной конференции говорили не слишком много, но по ходу возникла забавная перепалка. Один из выступавших обрушился на К.Серебренникова и, в частности, нелестно высказался о «Пластилине». На что последовала реплика из зала: «Спектакль замечательный. Я – циничный человек, но на этом спекакле я плакал». Не хочу вдаваться в дискуссию о спектакле, которого не видел, но текст читать доводилось, и он слезоточив по своей сути. Так вот, господа хорошие, искусство (ни литература, ни театр) не должно подменять слезоточивый газ, у него несколько другая задача, а иначе высшей формой этого самого искусства придётся признать и применение спецсредств, и чистку-резку репчатого лука.

Возвращаюсь к выступлениям. Очень запомнился, конечно, самый медийный участник коонференции – В.Коренев. В частности, он напомнил известные слова, что театр нужно содержать, как женщину, и заметил, что нынешние «эффективные менеджеры» (а-ля Капков) занимают позицию Альфонсов. В точку, однако.

Но больше всего, понятно, говорили о Теате Гоголя. Ну, взобрался на трибуну и я. Выступление получилось не из лучших, на митинге как-то попроще себя ощущал, но что считал нужным, то и сказал.

Изложу коротко свои тезисы.

1. Капков – это, конечно, не наше всё, но это песня. Беда в том, что у тех, кто поёт ему дифирамбы, нет ни слуха, ни голоса.

2. Попытка оценивать театры по «фестивальным» критериям противоречит самой сути репертуарного театра: «фестивальность» – это погоня за трендом, тренды нынче долго не живут, а репертуарный театр рассчитан всё-таки на определённую временную протяжённость, за бабочкой-однодневкой ему не угнаться.

3. В Театре Гоголя фактически проводится реорганизация, причём без всякого юридического оформления, незаконно. В этих условиях бессильны и законы, защищающие права работников, а это уже вопрос, напрямую затрагивающий сферу деятельности профсоюзов. Кстати (об этом я тоже сказал), работы по переоборудованию здания с учётом незаконной реорганизации театра также незаконны, и тут можно лишь удивляться долготерпению наших право- или левоохранителей.

4. Фактически, вместо театра создаётся культурно-развлекательный комплекс (точнее, «культурно»-развлекательный). По аналогии: в поликлинику пришёл новый главврач и решил устроить вместо неё, допустим, Центр мануальной терапии. При этом он заявляет, что работники не пострадают, но что должны делать в этом самом Центре мануальной терапии специалисты, скажем так, иного профиля – вот это, мягко говоря, не ясно и тоже небезынтересно с точки зрения профсоюза.

5. Если вспомнить августовские речи Капкова, намечалась реорганизация ещё ряда театров. Пока (на время) «реформаторам» пришлось отступить, но, скорее всего, они просто решили переждать. За эту передышку выигравшие время театры должны поблагодарить гоголевцев, оказавших малограмотным менеджерам серьёзное сопротивление, которое, надо полагать, отнюдь не завершено.

К сожалению, это на бумаге гладко, а в выступлении многое скомкалось. Зато в финале сама собой сформулировалсь, вроде бы, очевидная, но ранее почему-то не приходившая на ум метафора (может быть, шевелюра мешала). Коротко говоря, мы помним из истории, что наши деревни легко удавалось задавить по одной. Если мы хотим чего-то добиться, надо расставаться с подобной «крестьянской» психологией: по одному нас попросту передавят. Очень хорошо, что это услышали, и потом в некоторых выступлениях ту же мысль повторяли (и усиливали) другие люди. Уже поэтому не считаю своё выступление безрезультатным. Хорошо бы только, чтобы словами с трибуны всё не ограничилось.

P.S. В резолюции конференции выражено недоверие г.Капкову и ближайшей его сподвижнице, г-же Шерменёвой. Понятно, что юридических последствий этот пункт не имеет. Но хорошо, что он есть, и пусть все об этом знают.

Tags: закрытие театра, капков, малобродский, серебренников, театр гоголя
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments