gogol_theatre (gogol_theatre) wrote,
gogol_theatre
gogol_theatre

Как и кто гробит музей Маяковского?

Источник: mayakovsky.info

Уважаемые друзья музея В. В. Маяковского!

Я обращаюсь к вам за помощью. Музей Маяковского, точнее – его оригинальную экспозицию решили разрушить.

Речь идет об экспозиции, которая получила мировое признание. Речь идет об экспозиции, повлиявшей на создание отечественных и зарубежных литературно-мемориальных музеев конца 20 – начала 21 века. Речь идет об экспозиции, которая входит во все учебники и учебные пособия по музейному проектированию. Наконец, речь идет об экспозиции, куда Посетитель приходит не однократно, каждый раз получая новое впечатление и новую информацию. В том числе - о Маяковском.



И это объяснимо – экспозиция изначально создавалась не как собрание предметов, а как уникальное произведение искусства с музейной спецификой, вызывающее самые неожиданные ассоциации. Кстати, нарушая все правила тогдашнего «музейного дела». В ее создании принимали участие известные московские художники – Евгений Амаспюр (автор художественного проекта), Иван Лубенников (автор монументальных композиций), Андрей Волков (автор живописных инсталляций), Андрей Боков (автор архитектурной идеи), Игорь Обросов (автор графических инсталляций) и другие. Мы создавали не только новую экспозицию. Мы создавали новую музейную методику. Еще раз подчеркну: сегодня по ней работают многие музеи, в том числе – столичные.

Цель новых «геростратов» – создать примитивный аналог «Центра Помпиду»: развесить в пространстве музея, освобожденного от уникальных музейных инсталляций, основой которых являются мемориальные предметы, «картинки» на тему «русский футуризм». Ничего нового они не могут придумать. О таком музее мечтали те, кто до сих пор сохраняет ненависть к нынешней экспозиции. Противники музея мечтали об этом двадцать лет. Мечта, похоже, осуществляется. Формальным поводом послужила статья Г. Ревзина в приложении к газете «Коммерсантъ». Известный искусствовед написал: «В Москве много хороших музеев. Но один – гениальный: Музей Маяковского». Кто это сможет вынести? Старая коллизия, «Моцарт и Сальери».

Теперь об исполнителях. В Москве появились «инопланетяне» Это относительно молодые люди, 35-40- лет, с сомнительным, чаще платным искусствоведческим образованием, не совершившие ничего позитивного в московской культуре, но обладающие наглостью, самоуверенностью и безнаказанностью. Конкретно кто? Первый заместитель руководителя Департамента культуры, госпожа Е. Проничева. Эту симпатичную «Катю» уже ненавидит театральная общественность Москвы. Вспомните, как ее «команда» решала вопрос с театром Гоголя. Музейное сообщество пока над ней смеется: человек ниоткуда, далекий от культуры и уж подавно от музейного дела. Поэтому ее «команда» уже решила вопрос со многими уважаемыми директорами музеев. В частности, с директором музейно-выставочного объединения «Манеж» и с директором музея-квартиры М. А. Булгакова. Сложно решить «проблему» с директором музея Истории Москвы: Г. И. Ведерникова оказалась «не потопляемой». Так что решили сделать паузу и заняться музеем Маяковского. С особым цинизмом. В юбилейном для истории музея году. Накануне 120 - летия со дня рождения Поэта.

Начали, естественно, с директора. Светлана Ефимовна Стрижнева, заслуженный работник культуры РФ, когда-то возглавлявшая мемориальный музей Л. Н. Толстого в Хамовниках, в 1986-89 гг. совершила подвиг. Из «музея-метро», из «шашлычной», как называли, увы, многие коллеги музей Маяковского в те годы, она сделала уникальный музей, ставший четвертым объектом показа для иностранных туристов после «главных» музеев Москвы. С тех пор прошло много времени. На базе уникальной экспозиции проходят методические занятия, мастер-классы, театрализованные экскурсии для взрослых и юных посетителей. Плодотворно работает музейный «Театр Поэтов» – пространство для поэтических, музыкальных и театральных акций, имеющих свою аудиторию.

Однако осталось много нерешенных проблем. На сегодняшний день музей не имеет выставочного зала, торгово-буфетной рекреации и т. п. Все это планировалось создать в соседнем с музеем доме. Рыночная экономика в начала 1990-х годов закрыла тему. Но музей нашел внутренние резервы. Многие проблемы - решаемы. Есть «Концепция модернизации и развития музея….», разработанная мною и молодыми сотрудниками музея, осознающими всю ценность действующей экспозиции. Цель – сохранить уникальную экспозицию и создать в экспозиционном и бывшем техническом пространстве зоны «живого музея»: «кафе поэтов», торговые киоски, выставочный зал, медиа-библио информационный центр, телестудию и т. п. Еще раз подчеркну – не ломая основной экспозиции, которая нуждается в элементарной профессиональной реставрации. Она не устарела духовно, но необходимо что-то в ней подкрасить, подклеить и т. п.

Есть и проблемы с коллективом. Музей нуждается в укреплении руководства. В первую очередь – в молодом, грамотном экономисте, буквально - в «коммерческом директоре», способном создать бизнес-план или бизнес–проект на основе «Концепции модернизации и развития…». То есть - просчитать целесообразность и перспективу маркетинговых идей, выраженных в данной концепции.

Однако, что пытаются сделать московские «инопланетяне». Госпожа Проничева привела в музей свою подругу, Надежду Георгиевну Морозову. Не ищите ее имя в Интернете. Эта дама, претендующая занять должность директора музея (!), была уволена за профессиональную непригодность и за нарушение трудовой дисциплины из ведущего столичного музея – Государственного музея изобразительных искусств имени А. С. Пушкина. Кстати, эта дама до сих пор находится в судебных разбирательствах с крупнейшим музеем Москвы. Слава Богу, что он подчиняется Министерству культуры РФ.


Уважаемые друзья музея Маяковского, у вас есть вопросы по поводу «укрепления руководства»? Неужели Мэр Москвы и Руководитель Департамента культуры не ведают, что творят их подчиненные? В частности, симпатичные дамы, так похожие на женскую «команду Сердюкова»?

Я никогда не выходил на «болотную площадь», был занят делом, музейным проектированием. Насколько я знаю, десятки моих студентов и учеников тоже не были отмечены в «белой» оппозиции. Теперь я, в свои 58 лет, сомневаюсь, что поступал правильно.
А ВЫ?

Тарас Поляков,
автор сценарной концепции экспозиции Государственного музея В. В. Маяковского и еще более 50 проектов экспозиций (12 реализовано) российских музеев, автор монографий «Как делать музей?» и «Мифология музейного проектирования», лауреат Премии министерства культуры РФ в номинации «Лучшая научная работа» за 1998 год, лауреат премии им. А. П. Чехова за серию проектов литературных музеев, кандидат исторических наук.

Tags: музей маяковского
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments